В конце 80-х 20 столетия был бум на увлечения восточными единоборствами. Но позже многие отказались от занятий. Произошло это в силу банальной причины – практической бесполезности приобретенных навыков в обыкновенной уличной драке с физически крепкими соперниками. В результате, большая часть школ прекратила свое существование и на спортивном пространстве в основном остались те клубы, занятия в которых давали ученикам реальную возможность на практике защитить себя.
Зачем бизнесмену быть будока?
Будока в японской культуре – человек исповедующий боевые принципы, следующий воинственным путем, тропой воина.
Секрет эффективности
Согласно опросам более 60% высшего менеджмента российских компаний, управляющие, руководители крупных фирм и представительств занимаются восточными единоборствами. В странах Евросоюза и США этот процент куда больше. Причем, большинство предпринимателей имеют собственные, хорошо подготовленные охранные подразделения. Зачем им это нужно?
Российские предприниматели переняли в своих деловых поездках по Европе и Америке стремление к здоровому образу жизни, - рассказывает глава крупного холдинга занимающегося продажами межрудных материалов и нефтегазового оборудования Анатолий Вяземский. - Восточные единоборства, как ничто другое позволяют поддерживать организм в тонусе даже когда вам за 60-т лет. Постоянные тренировки способствуют ясности ума. И не стоит забывать, что российский бизнес куда рискованней, чем на западе. Могут подвести телохранители, охрана. Существует множество случаев, когда на встречу или мероприятия необходимо приходить без сопровождения.
Свои же мышцы не подведут. Я пять лет назад выбрал для себя айкибудзюцу. Случаев, когда от моих навыков зависела бы жизнь или здоровье пока, слава Богу, не было. Но хулигана, пытавшегося разбить стекло машины жены задержать один раз удалось.Айкибудзюцу сегодня набирает в России очки популярности довольно быстрыми темпами. Почему это случилось не с Айкидо или иными дисциплинами (идет речь о восточных единоборствах – прим. ред)? По словам людей, которые ходят на тренировки, выбрали они айкибудзюцу не по причине разрекламированности или PR-а (стоит заметить, что этот вид единоборств не столь известен и упоминаем в СМИ, как то же Айкидо, Дзюдо и пр.). Основным критерием их выбора стала практическая составляющая, иными словами – реальная возможность защитить себя от нападающих с помощью навыков приобретенных на тренировках. Более подробную оценку мы попросили дать инструктора рукопашного боя служб безопасности, мастера 4 Дана, Интернационального координатора АйкибудзюцуСасори-кан Давыдовского Олега Борисовича.
- В отличие от айкидо айкибудзюцу представляет собой боевое искусство, использовавшееся японскими воинами на протяжении множества междоусобных войн, - объясняет Борис…. - Его целью было нанести увечье нападающему или убить противника. Сегодня приемы айкибудзюцу можно использовать для подчинения подозреваемого или нападающего без причинения ему боли, для причинения боли без увечья, или для причинения боли, нанесения увечья и смещения суставов в случае, если ситуация того требует. В айкибудзюцу широко используются удары по слабым местам на теле противника. Кроме того, в айкибудзюцу изучают многочисленные дисциплины и в итоге получают сбалансированный и эффективный набор боевых навыков. Путь для внутреннего роста и духовного развития остается открытым, но при этом основной целью айкибудзюцу является эффективная форма рукопашного боя.
По словам тренеров клуба, на занятиях айкибудзюцу «партнер» играет роль агрессора и, в отличие от айкидо, ему разрешается сопротивляться. Также в отличие от айкидо, атаки и захваты в айкибудзюцу выполняются с силой и концентрацией.
Не попадись на «липу»
Случаи, когда человек занимающийся несколько лет каким либо видом единоборств не может дать отпор обычной уличной шпане, увы, не редки.
- После определенного количества лет занятий, - рассказывает Олег Борисович, - многие не знают как вести себя с боксером, борцом, не знают, что по-настоящему делать с человеком, атакующим ножом или другим опасным предметом. Не ждите чудес, они не произойдут ни через 5, ни через 15 лет практики айкидо в той форме, какой она практикуется в большинстве школ, несмотря на формальные различия в подходах. Если вы кардинально не измените, подход к системе занятий и осмыслению изучаемых техник, то всегда будете в глупом положении, как только вас начнут по настоящему бить или еще хуже убивать. Без правил, без игры в падения и полеты. Вот вам тест. Стряхните с себя принятые правила игры, придите в знакомый родной додзе и возьмите какого-нибудь айкидока, (лучше обладателя дана) за шиворот, и как следует потрясите. Или еще начните его от души заталкивать руками в угол, только делайте это искренне, без мыслей о том, как это принято в айкидо или еще где-то. Вы удивитесь результату. Вам не смогут провести ни одного приема. Поверьте, это действительно так, потому что этот тест был проделан ни один раз с разными представителями айкидо, разных степеней и всегда давал один и тот же результат. Приверженцы айкидо, конечно же, бросятся возражать и найдут массу аргументов и доводов, что это не так. Их право. И еще скажу, что те же формы, будучи разрушены и воссозданы снова, но с другим содержанием дают изумительный практический результат. Для вас станет реальной возможностью «поймать удар боксера» (дурацкая фраза, но очень расхожая, поэтому я привожу ее, так как есть, цитирую), применить кокю в реальной борцовской схватке, обезвредить вооруженного противника. Необходимо лишь наполнить существующие ведра водой. Пока же этого не произошло, вы стреляете из деревянного пистолета, надеясь, что когда-то оттуда вылетит пуля.
По словам мастеров айкибудзюцу, на тренировках должны отрабатываться не только приемы, принятые в конкретном виде единоборств, но и методы противодействия различным стилям, методом реальной самообороны. Во многих школах отрабатываются стандартные защита и нападение. Но, если в реальной уличной схватке соперник начинает себя вести не как партнер в спортзале, начинает «играть не по правилам» той или иной школы, то человек, ложно уверенный в своем превосходстве над противником, лишь в силу удачных побед в учебных спаренгах, попросту теряется и не может ничего сделать.
- Нет необходимости разделять тренировку и ходьбу по улице, готовность к исполнению в зале по конкретной программе и спонтанное исполнение в зависимости от сложившейся ситуации, - утверждает Олег Борисович, - Говорят что, нужно дома вести себя как в гостях, а в гостях как дома. Я бы то же самое сказал бы и про боевые искусства. В зале веди себя как ты идешь по улице или по квартире, а дома исполни то, что ты делаешь в зале. (Имеется в виду свобода от стереотипов: Бери так, а не так. Тяни эдак, бей сяк, и так далее)
Согласно отзывам собранным нашими корреспондентами некоторые последователи айкидо и других «мягких или академических систем» (например, карате) стараются превратить преподаваемые ими дисциплины в реальные прикладные системы за счет тех или иных мер, которые всегда являются полумерами, никак не решающими главную техническую задачу. Одно из самых часто встречающихся заблуждений – это быстрое или жесткое почти грубое исполнение приемов, которое якобы должно демонстрировать приближенность к действительности.
- К сожалению, - продолжает Олег Борисович, - в настоящий момент, обучение во многих отечественных школах боевых искусств пошло по западному пути, когда ученику все разжевывают и кладут в рот. При этом его собственный рост задерживается, а бывает, что и останавливается вовсе из-за обилия лишней информации. В восточной методе обучения всегда было принято избегать излишних объяснений. Занятие проходило в манере демонстрации техники мастером или старшим учеником. После все находящиеся в зале повторяли настолько хорошо, насколько смогли воспринять на данный момент. Учитель показывал лишь основную линию, остальное должно было подсказать им их собственное тело. В современных же до-дзе наблюдается совсем иная картина. Бесконечные объяснения, разложенные по ступеням приемы, выполняемые вплоть до высокихданов по ступеням, расписанные программы. Такое-то количество часов – такая-то степень, такой-то набор приемов – энная степень и т.д. Все предсказуемо и прозрачно. Настоящее же изучение боевого искусства – не несет в себе ни ясности, ни системности и в то же самое время имеет и ясность и системность, как бы парадоксально это не звучало. Эта системность не та, – которую представляет себе обычный человек. Узнавая что-то, ученик всегда в результате оказывается не с тем, что он ожидал получить. Процесс обучения – это переход от формы к бесформенному и снова к форме и так без конца.
На достижения практических результатов направлены занятия в школе Айкидзюцу у Столярова Александра Андреевича. Для этого им был разработан динамический метод обучения. При исполнении любой техники противник двигается естественно, а не застывает на месте в тренировочном ожидании исполнения ваших чудесных пошаговых или даже соединенных в движении, но не во времени Па. Ведь в реальной ситуации мы сталкиваемся с тем, что противник не хочет ждать и следит за тем, что мы делаем, мешая выполнить все наши красивые замечательные приемы. Он поджимает локти, выдергивает руки, напрягается, упирается, хватает второй рукой или бьет ногой или коленом, что совершенно не вписывается в наши планы при отработке т.е. базовой техники. Базовая техника необходима, но на то она и базовая, чтобы идти дальше. Выученные и отработанные приемы всего лишь буквы, из которых необходимо сложить слова, научившись применять их в связках, позволяя им перетекать один в другой в свободной и непредсказуемой манере. И лишь после можно начать учиться говорить. Речь в боевых искусствах – это использование n-ых тех. навыков во времени и пространстве. И это и только это определяет настоящую эффективность техники. Отрабатываемы годами прием бесполезен, если вы делаете его так, что противник уже понял, что вы собрались делать, и предвосхитил вас. И он будет оставаться бесполезным до того момента, пока вы не обманете сознание противника. Тогда изящный и легко выполненный прием – без криков, натуги, и зверского лица, приводит к нужному вам результату - падению, перелому, контролю и т.д. Это и есть ключ к настоящему мастерству и реальному выполнению той или иной техники.
Бриф-комментарий:
По легенде основы айкибудзюцу были заложены принцем Тэйдзюном в девятом веке. Искусство передавалось как будзюцу (воинская наука) из поколения в поколение. Примерно в 1180 году оно было во многом расширено благодаря исследованиям одного врача, который препарировал трупы жертв войны и казненных преступников и изучал результаты воздействия различных боевых приемов. Это привело к техническому развитию айкибудзюцу, особенно в части воздействия на суставы и приемов с вывихиванием конечностей. Айкибудзюцу по-прежнему передавалось из поколения в поколение как «тайное и мистическое боевое искусство». Разумеется, каждое поколение привносило в него свои изменения. Целью при этом оставалась эффективность на поле боя.